На недавнем юбилейном торжестве, прошедшем в выставочном зале Союза художников, все атрибуты праздника, проводимого «под большое декольте», присутствовали в полном объеме. Еще бы! Чествовали живописца, творчество которого для многих посвященных давно стало эталоном современного искусства, – Ариадну Леонидовну Соколову. Но что удивительно: несмотря на затянувшиеся поздравления «от парткома, от профкома и от себя лично», вопреки жуткому столпотворению поклонников таланта художницы, наперекор непрекращающимся вспышкам фотокамер и снующим телеоператорам официальности и натянутости в столь масштабном торжестве практически не чувствовалось. Дело тут, очевидно, вот в чем. В присутствии художницы, равно как и в окружении ее картин, любая неискренность, пусть даже и рожденная этикетной вежливостью, становится нежизнеспособной. Недаром председатель ярославского отделения Союза художников Александр Карих отметил: «От экспозиции в душу ворвалась неожиданная радость. Такое бывает, когда общаешься с любимым ребенком. Ариадна Соколова сохранила в себе эту детскую восторженность восприятия мира, которая и рождает ответную радость зрителя».
Выставка «Тогда, теперь и современники» охватывает более чем полувековой творческий путь художницы. Самые ранние работы датированы 1943 годом. Целый зал отдан свежеиспеченным наброскам, под каждым из листов небрежный росчерк автора и дата – 2005. Несмотря на то, что каждая зарисовка носит гордое имя «эксклюзив номер такой-то», весомость их в мире современного искусства определяется лишь именем автора. На мой, не испорченный искусствоведческим образованием вкус. Господа искусствоведы наверняка думают по-другому.
Чем еще, на мой взгляд, необычна эта выставка, так это тем, что на ней впервые были озвучены две такие профессии, приближенные к высокому искусству, как экспозиционер и частный коллекционер. Первый занимается тем, как, в какой последовательности и какие картины развесить на предоставляемых выставочных площадях. Это только на первый взгляд кажется, что подобное занятие – плевое дело. А между тем только благодаря тонкому вкусу экспозиционера огромное творческое наследие художника – разноплановое, разножанровое – наконец-то обретает полновесную, но в то же время полную изящества законченную форму выставки. И при этом экспозиционер всегда остается в тени. На торжественной премьере выставки Ариадны Соколовой впервые были сказаны добрые слова в адрес устроителя этого пиршества для глаз – искусствоведа Надежды Воиновой.
– Я счастлива тем, что Господь сблизил меня с этой великой женщиной, – ответила на комплименты в свой адрес госпожа Воинова.
Немало лестных эпитетов было адресовано и Игорю Омельницкому. Он – тот самый частный коллекционер, который не один год собирает шедевры Ариадны Леонидовны. Устроители вернисажа величали его истинным подвижником русского искусства, ставили в один ряд с Мамонтовым и Третьяковым... Игорь Германович предоставил не один десяток картин для устроителей юбилейной выставки любимой художницы. Правда, и себя не забыл. Рядом с работами Ариадны красуется фотопортрет ча-стного коллекционера.
Что касается самой выставки, то она оставляет очень неоднозначное впечатление. Некоторые вещи воспринимаются просто как шутка художницы – например, пронумерованные «эксклюзивы». Хотя именно в них наиболее наглядно проявляется одна из отличительных черт творческого почерка Ариадны Леонидовны – владение линией как экспрессивным, неисчерпаемым и богатым выразителем красоты. Внутренняя жизнь каждой линии просто пульсирует с многочисленных портретов кисти Соколовой. Написанные без излишних подробностей, без зацикливания на мелких деталях, что называется, в одно касание, они неуловимо роднят почерк Ариадны Леонидовны с портретной стилистикой великого Модильяни.
Какое бы отношение ни превалировало в зрительской оценке увиденного, однозначно можно сказать: равнодушным эта экспозиция не оставит никого. Настолько велика, напориста сила жизненной энергии, коей переполнено каждое полотно Ариадны Соколовой. Впрочем, как и сам автор.